Четверг, 25.04.2024, 16:51
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Мой сайт

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Реализация компетентного подхода к проектированию практик в профессиональном модуле

Реализация компетентного подхода к проектированию практик в профессиональном  модуле

«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»

  

И. В. Орлова

Преподаватель высшей категории ПМ 04,07 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»

  

Департамент здравоохранения Тульской области

ГОУ СПО «Тульский областной медицинский колледж» город Узловая


       В современных условиях здравоохранения востребованы специалисты среднего звена, обладающие  ключевыми компетенциями, профессиональной грамотностью, умением мобилизовать свои знания для решения проблемы в конкретных жизненных ситуациях.

      Основная задача  среднего профессионального  образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.

       Молодым специалистам в современных условиях необходимы не только хорошие теоретические знания, но и общие и профессиональные компетенции, приобретаемые студентами в процессе учебных практических занятий и в период прохождения учебной и производственных практик. Это повышает качество образования, позволяет будущему специалисту быть конкурентоспособным.

 Эффективно развивать общие и профессиональные компетенции

студентов позволяет модульное обучение -  «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»  по специальностям Сестринское дело и  Лечебное дело.    

     В рамках освоения профессионального модуля формируются следующие общие и профессиональные компетенции:

·     Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

·     Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

·     Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

·     Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

·     Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

·     Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

·     Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

·     Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности.

·     Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

·   Соблюдать принципы профессиональной этики.

·     Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждений здравоохранения и на дому.

·     Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.

·     Оформлять медицинскую документацию.

·     Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

·     Обеспечивать инфекционную безопасность.

·     Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

·     Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.

·     Владеть основами гигиенического питания.

·     Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

        Для освоения модуля преподавателями колледжа составлена рабочая программа, которая включает междисциплинарные курсы, учебную и производственную практику, разработана программа самостоятельной работы студента, технологические карты учебных занятий, методические указания для студента и преподавателя, индивидуальные аттестационные листы по учебной и производственной практике, в которых отражены вид, объем выполненных работ, формируемые профессиональные и общие компетенции, приобретенный практический опыт во время прохождения практик.

      С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями, обучающийся входе освоения профессионального модуля должен иметь практический опыт:

·выявления нарушенных потребностей пациента;

·оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий;

·планирование и осуществления сестринского ухода;

·ведение медицинской документации;

·обеспечения санитарных условий в учреждениях здравоохранения и на дому;

·обеспечения гигиенических условий при получении и доставки лечебного питания в  лечебно-профилактическом учреждении (ЛПУ);

·применения специальных средств транспортировки пациентов, с учетом основ эргономики;

·соблюдения требований техники безопасности  при уходе за пациентом, во время проведения процедур и манипуляций.

      С целью реализации компетентного подхода с учетом требований к проектированию практик в профессиональном  модуле «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»  в рабочей программе выделены основные разделы:

1 раздел «Консультирование пациента и его окружения, осуществление ухода в процессе профессиональной деятельности»;

2 раздел «Обеспечение безопасной больничной среды для пациентов и медицинского персонала»;

3 раздел «Оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий».      

     Компетенция - готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации[1].

    Правильная организация практических занятий при подготовке средних медицинских работников способствуют развитию мышления обучающихся, интеграции мыслительной и практической деятельности будущих специалистов

      Проведение учебных практических занятий - это одна из ведущих форм организации педагогом учебной деятельности обучающихся в медицинском колледже, в которой доминирует их практическая деятельность, осуществляемая на основе практико-ориентированных заданий. В условиях специально-оборудованных кабинетов на базе колледжа, а также в условиях лечебно-профилактических учреждений.

    Дидактической целью практических занятий является развитие общих и формирование профессиональных компетенций, а также приобретение студентами профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для решения профессиональных задач[4].

       Поэтому на практических занятий, которые должны перестать быть не интересными, скучными и сводиться к заполнению «хода работы» и пустого переписывания стандартов или алгоритма действия манипуляции - основной ценностью должно быть усвоение обучаемыми таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать самостоятельно решения и действовать в привычных и нестандартных ситуациях

           Для этого наряду с традиционными методами обучения широко применяются активные педагогические технологии, такие как тренинг на фантомах с применением алгоритмов манипуляций, решение ситуационных задач, разыгрывание ролевых ситуаций, деловые игры, проблемное обучение.

           Одной из наиболее важных методик обучения, позволяющих достичь видимых результатов, является тренинг на фантомах с использованием алгоритмов манипуляций. Суть методики заключается в том, что наши студенты в процессе обучения имитируют профессиональную деятельность медицинской сестры, выполняя необходимые манипуляции на фантомах (муляжах). Занятия по этой методике  проводятся   дополнительно в оборудованном кабинете доклинической практики, который оформлен в виде функциональных подразделений больницы со всем их оснащением. Это дает возможность максимально приблизить студента к той работе, которую ему придется выполнять в лечебных учреждениях.

   Студенты работают попарно. Контроль за правильностью проведения манипуляций осуществляют по разработанным нашими преподавателями листам оценки (приложение). Где учитывается все: Перед тем как начать процедуру студент должен не только представиться, т.е назвать имя и отчество, но и соблюдать принцип информированного согласия –объяснить последовательность процедуры и получить согласие на ее проведение, только потом готовит необходимое оснащение и приступает к выполнению процедуры.

     После выполнения процедуры – правильное оформление документации, последующая дезинфекция предметов ухода,  и что часто студенты забывают, это контроль состояния пациента после проведения процедуры.   

     Перед и после выполнения процедуры обязательно деконтаминация рук гигиеническим уровнем.

На практических занятиях для реализации профессиональных компетенций активно используются имитационные игры где один студент  исполняет роль медсестры другой – младшей медсестры, третий - пациента, т. е создается реальная ситуация максимально приближенная к условиям профессиональной деятельности.

В начале имитационной игры реализуются такие компетенции как:

ПК 4.1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности;

ПК 4.2.  Соблюдать принципы профессиональной этики;

ПК 4.5. Оформлять медицинскую документацию;

ПК 4.9.  Участвовать в санитарно-просветительной работе среди населения.

   По ходу игры в зависимости от темы, участникам имитационной игры необходимо выполнять медицинские манипуляции, где реализовываются такие компетенции:

ПК 4.3.Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому;

ПК 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий;

ПК 4.7. Обеспечивать инфекционную безопасность;

ПК 4.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

      Использование имитационной игры максимально приближает к условиям будущей профессиональной деятельности, развивает творческий потенциал, даёт возможность для самовыражения.

    На занятиях студенты строго следует правилам игры, в соответствии с исполняемой ролью, последовательно излагает свои мысли, аргументирует их. Другие обучающиеся внимательно слушают, и в случае необходимости контролируют, дополняют и уточняют ответ.

     Это приучает студентов анализировать услышанное, самостоятельно делать сообщения, выводы, развивает критичность мышления и качества личности необходимые для освоения профессиональных компетенций[2].

Таким образом, сущность компетентного подхода к проектированию

практик в профессиональном  модуле «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»  состоит:

·     преобладание самостоятельной познавательной деятельности студентов;

·      использование индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности в различных сочетаниях;

·     возможности создания студентами собственного образовательного продукта - свой способ решения (пусть не всегда оптимальный), свое видение проблемы.

       Поэтому при формировании компетенций у студентов, мы планируем практические занятия так, чтобы они способствовали приобретению навыков самостоятельного поиска ответов, самостоятельное решение проблемных ситуаций, способность делать логические выводы.

    Удачно выполненная манипуляция - это маленькая победа студента, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции, способствующая преодолению не желания и страха перед выполнением самостоятельных действий, а так же реализация общих и профессиональных компетенций во время прохождения учебных и производственных практик в условиях лечебно-профилактических учреждений[3]. 

Библиографический список: 

1.     Актуальные проблемы качества образования в условиях перехода на уровневую систему высшего профессионального образования: материалы учебно-методической конференции / Под ред. В.Г. Агаеева. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2010. – 148 с.

2.     Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 72 с.

3.     Зарыгин В.А. Формирование профессиональной компетентности специалиста в системе корпоративного обучения: дис... канд. педаг. наук. — М., 2011. — С. 22.

4.     Разработка программ подготовки профессорско-преподавательского состава к проектированию образовательного процесса в контексте компетентностного подхода: Монография / Под ред. Г.А. Бордовского, Н.Ф. Радионовой, А.В. Тряпицына. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2010.- 243 с.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Irina (05.03.2014)
Просмотров: 1977 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
RSS

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [1]

Поиск

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0